Развитие лидерского потенциала старшеклассников

Первая моя статья посвящена особенностям развития лидерского потенциала. В ней я расскажу о том, что уже проделано и какой получен результат.

Существуют различные определения лидерства. По мнению Б.Д. Парыгина, лидерство – это один из процессов организации и управления малой социальной группой, способствующий достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом, детерминированный преобладающими в обществе социальными отношениями. 

Пилотажное исследование состояло из четырех этапов: 1-й этап – изучение состояния лидерского потенциала старшеклассников («Лидерский потенциал» Е. Жарикова, Е. Крушельницкого); 2-й этап – определение личностных детерминант старшеклассников (факторный личностный опросник Р. Кеттела);  3-й этап – выявление наличия и характера взаимо-связи лидерского потенциала и личностных качеств у старшеклассников (коэффициент ранговой корреляции r Спирмена); 4-й этап – оценка эффективности тренинговой программы по развитию лидерских качеств у старшеклассников. 

В ходе обработки данных из 115 человек было выявлено, что 44% старшеклассников имеют средний уровень лидерского потенциала, у 23,58% – уровень лидерского потенциала выше среднего, что говорит о значительно выраженных лидерских качествах и только 32,41% учеников имеют низкий уровень лидерского потенциала. 

У старшеклассников, обладающих высоким уровнем лидерского потенциала, развиты:

  • организаторские и коммуникативные способности,
  • их отличает четкость постановки целей деятельности,
  • тщательное планирование,
  • назначение конкретных сроков ее выполнения,
  • организованность обучения.

Также им свойственны: 

  • энергичность,
  • быстрая переключаемость с одного вида деятельности на другой,
  • готовность к долговременной организации усилий по достижению целей. 

В ходе данного исследования установлено, что высоким уровнем лидерского потенциала обладают более активные, успешные в учебе старшеклассники, занимающиеся научной деятельностью, спортом, участвующие во внутришкольных, межшкольных, всероссийских, международных олимпиадах, культурно-массовых мероприятиях. 

После проведение психолого-педагогического тренинга (курс «Лидер - это я. Основы лидерства») с экспериментальной группой были получены следующие результаты.

У старшеклассников с высоким уровнем лидерского потенциала произошли существенные сдвиги в сторону его повышения. Количество старшеклассников с низким уровнем лидерского потенциала уменьшилось, а количество старшеклассников со средним и высоким уровнями лидерского потенциала увеличилось. 

Из полученных данных мы делаем вывод, что у старшеклассников с выраженным уровнем лидерского потенциала преобладают волевые качества, они способны преодолевать препятствия на пути к цели, настойчивы, умеют разумно рисковать, инициативны и предпочитают работать без мелочной опеки, независимы, хорошо приспосабливаются к новым условиям и требованиям, требовательны к себе и другим, критичны, стрессоустойчивы, решительны, не теряют самообладания и работоспособности в экстремальных ситуациях. Старшеклассника с выраженными лидерскими качествами отличает неравнодушное, всестороннее познание окружающей действительности, что, в свою очередь, позволяет быть впереди других.